Булат, как свойство характера

Страйкбо́л (от англ. strike — удар, ball — шар) – командная военно-спортивная игра с использованием «мягкой пневматики» (с дульной энергией до 3 Дж и пластиковыми шариками калибром 6 или 8 мм). Основной тип оружия – электропневматическое оружие с высокой степенью копийности (вплоть до полного соответствия).

Появилась эта игра в Японии в конце Второй Мировой войны. По условиям капитуляции японцев лишили возможности использовать боевое оружие. Чтобы поддерживать «форму», не нарушая условий, японцы стали использовать пневматику. В 80-е годы отмечается пик популярности этой игры в Японии, затем она распространилась по всему миру. В Россию страйкбол пришел в конце 90-х.

Пензенская страйкбольная команда (ПСК) «Булат» основана 11 мая 2014 года и входит в Пензенское региональное общественное движение по оказанию социальной, психологической и юридической поддержки и защиты населения «Духовное возрождение». В нее входят люди самых разных профессий: бизнесмены, студенты, офисные сотрудники, немало бывших военных. Булат – твердость, упругость этого издревле славного сплава, стали символом тех качеств характера, которые стараются вырабатывать бойцы этой страйкбольной команды. Одним из главных направлений в деятельности ПСК «Булат» является проект «Дорога XXI» – Практикум Семейного Выживания, разработанный в сообществе клубов «Свои» https://vk.com/svoi_airsoft.

Для сильных мужчин, надёжных женщин и отважных детей» – таков девиз участников проекта. Среди наставников и консультантов «Булата» – ветераны и действующие офицеры спецподразделений российской армии, опытные охотники. Руководит личным составом ПСК «Булат» – командир Александр Дементьев (Батя) и его помощники: заместитель командира по воспитательной работе Ильяс Слашкин (Абзи), разведчик Алексей Полубесов (Бес), разведчик Евгений Иванов (Арта) и разведчик Игорь Волков (Волк).

После Апокалипсиса

 За 14 лет до гибели Титаника, американский писатель Морган Робертсон описал его гибель (кстати, практически под тем же названием) в романе «Тщетность». Однажды художник Джорджо Де Кирико написал портрет другого художника Аполлинера, изобразив его в военном мундире, со шрамом на лбу. Позже, участвуя в I Мировой войне Аполлинер был ранен осколком в лоб, получив шрам – точно такой, как на картине, написанной задолго до войны.

История искусств знает сотни таких примеров, когда фильмы, романы, стихи, картины – пророчили будущие события. За последние три десятка лет созданы тысячи фильмов, книг, электронных игр, так или иначе обыгрывающих один и тот же сюжет катастрофы – местного или всеобщего Апокалипсиса. Руины городов с близ лежащими лесами, горами и реками становятся территорией войны, а чаще – террора и мародёрства.  Верхом легкомыслия было бы считать, что во всем этом нет того, что спроецируется на будущее…

«Будущее уже здесь – считает Александр Дементьев, – и многое из того, что мы видели в боевиках-катастрофах, так или иначе реализовалось в Карабахе, На Украине, в Сирии, Ливии, Ираке, некоторых африканских странах. Не обязательно должна произойти глобальная катастрофа, возможен вариант и мини-Апокалипсисов, носящих сетевой характер. Главная трагедия во всех подобных случаях – это паника. Именно паника – всеобщая, не только женщин и детей, – зачастую является причиной гибели людей. Поэтому сценарии игры, которые мы реализуем в проекте ПСВ (Практикума Семейного Выживания)  «Дорога-XXI»,  написаны не только для мужчин, но и для женщин и для детей. Ошибается тот, кто думает о наших занятиях как о «пострелушках» для фанатов компьютерных игр, желающих перенести свои развлечения на природу, – подчеркивает Александр Дементьев, – это серьезная практика, требующая хорошей физической подготовки, здравого мышления и дисциплины. Главная задача тренингов – отработка тактики и правильного поведения в самых разных условиях. Это могут быть городские здания, специальные полигоны, но чаще, конечно же, в полях и лесах, так как поддержание и укрепление здоровья одна из главных наших задач. Сценарии игры пишутся специалистами, как говорят, на основе практических навыков и изучения реальных событий, с расчетом на приобретение участниками реального и актуального опыта, начиная с азов ориентирования в незнакомой местности, заканчивая навыками выживания в самых разных ситуациях и ландшафтах.

1111

Батя (интервью с Александром Дементьевым)

Есть одно древнее славянское предание, возникшее еще на берегах Дуная. В нем говорится, как погибли два старших брата, пытаясь убить чудовище. Настал черед третьего, которому его бабушка дает мудрый совет – провести три дня в молчании, перед тем, как идти в лес, где обитал монстр. «Это, чтобы ты почуял раньше, чем увидишь» – объяснила она.

 

Примерно с этого начинает свои уроки для новобранцев в лесной зоне и командир ПСК «Булат» Батя (армейское прозвище Александра Дементьева), согласившийся ответить на несколько наших вопросов.

Итак, вначале учимся молчать?

«И слушать. Молчащий бережет свою энергию, а умеющему слушать, уши «откроют глаза» на многое. Шум автомобильного мотора подскажет, в каком направлении и как далеко находится дорога. Крик птицы или звук треснувшего сучка укажет направление, в котором надо сконцентрировать внимание. В условиях боевых действий каждый шаг имеет цену жизни, каждая ошибка может стать последней. Искусство бесшумно передвигаться в лесу, «читая» его  звуки шлифуется годами.

Н.М. Карамзин в своей «Истории государства российского», ссылаясь на византийских историков, сообщает, что наши предки – славяне, помимо их обыкновенной храбрости, отличались большим искусством биться в ущельях, скрываться в траве или даже под водой, используя для дыхания полые стебли тростника, изумляя противника внезапностью появления. Похоже, у нашего прошлого есть будущее – если говорить о вашей команде?

 — Конечно, то что наработано когда-то предками передается потомкам, это то, что живет в нас, то, что мы должны развить в себе. Такому искусству тактики и маскировки,  ни по одной книге обучиться нельзя. Этому учатся в игре, на практике.  

Если к примеру, вы идете по намеченному маршруту и слышите человеческие голоса, надо понять кто это – свой или чужой. То есть, подползти к незнакомцам достаточно близко, чтобы услышать их разговор, а затем отползать, периодически останавливаясь, чтобы затаиться, не выдав себя даже малейшим шорохом. Обычно мы не рискуем и, встретив на маршруте людей, стараемся обойти их, оставшись незамеченными. Стрельба – последний аргумент, на тот случай о котором говорят «береженого и кольт бережет». Разумеется, мы основательно изучаем и как вести огонь из разных видов оружия, из различных положений и в разное время суток.

111111111

Какова культура обращения с оружием в группе?

Оружие у нас пневматическое, но по весу и внешнему виду практически копирует боевое: АКС-74, АС Валл, ВСС Винторез, ПКМ, РПГ, в качестве оружия ближнего боя – пистолеты системы Макарова и ГРАЧ. Но отношение к пневматике в команде такое же, как к боевому оружию. Запрещено касаться спускового крючка, пока не выбрал цель, недопустимо направлять оружие на людей, если не собираешься стрелять – и другие правила, которые необходимо знать при обращении с оружием. Поэтому участникам «Булата» вполне можно доверить и настоящее оружие, они уже достаточно подготовлены.

Как решаются вопросы питания в условиях игры?

 — То, что пища в любом походе должна быть легкой по весу, калорийной, не занимать много места, — это понятно, и мы это учитываем, включая режим еды и питья. Однако, условия катастрофы не предполагают тщательной подготовки и мы должны уметь добывать питание прямо в лесу. Орехи, грибы, ягоды с четким запоминанием запретных – ядовитых. Помимо щавеля, кое-что из лесной зелени можно включить в меню, но умышленно не называю что именно, так как прочитав эту статью, кто-то может захотеть попробовать и ошибиться с плохими последствиями для желудка. Мой принцип обучения прост и надежен – смотри, запоминай, делай как я.

А рецептом чая из еловых шишек поделитесь?

Нет, здесь важна дозировка, и шишки не все подойдут – в общем, показать могу, а рассказать или написать — нет.

Каковы правила игры «Дорога-XXI»?

Игра проходит на территории около 3-х, 5-ти км, включающей в себя шесть кварталов леса, ограниченных просеками и дорогами.

Участники делятся на команды: «выживальщиков», «мародёров» и «спасателей» (последние, в процессе игры являются союзниками выживальщиков). В начале игры все команды собираются у финиша, в условном «Лагере спасения», где получают по 3 жетона и боезапас (90 шаров) на один лоудер (loader — специальное приспособление в виде полой пластиковой трубки и пластмассового стержня для заряда механических магазинов).

Спасатели, на нескольких машинах, завозят всех выживальщиков на противоположную сторону – к точкам старта, расположенным в 50-70 метрах друг от друга. После этого машины забирают мародёров и высаживают примерно на середине отведенной под игру территории. Затем спасатели с запасом боекомплектов грузятся в машины и ждут старта.

1111111111111111111

По общему каналу радиосвязи даётся команда «старт» – выживальщики с подопечными (жёнами или детьми) начинают движение по своим маршрутам, а мародёры начинают их искать. В процессе прохождения маршрута, выживальщики разыскивают тайники и пополняют боезапас (не более одного боекомплекта на группу из одного тайника). У каждой группы есть три обязательных точки, на которых висят компостеры для маркировки карт и подтверждения прохождения точки. Если подход к тайнику или какой-нибудь точке маршрута перекрыт мародёрами, выживальщики обходят точку стороной или вызывают по общему каналу спасателей. Совместно пробившись к зачётной точке, они продолжают свой путь самостоятельно.

Задача мародеров – быстро обследовать свои участки леса и определить возможные маршруты выживальщиков. Не имея точного описания тайников мародёры могут их обнаружить случайно или вычислить с помощью смекалки и выслеживания выживальщиков, у которых есть координаты тайников с описанием их примет.

Спасатели в процессе игры определяют порядок контроля точек с тайниками и маневрируют по территории, чтобы пополнить изъятый запас боекомплектов и при необходимости помочь выживальщикам пройти участки, занятые мародёрами.

На маршруте, в ходе боевых эпизодов игры «погибший» отдаёт 1 жетон и 1 боекомплект шаров. При отсутствии комплектов – высыпает шары из магазинов своего оружия. После этого либо ждёт на месте 5-10 минут, либо отходит в противоположную от противника сторону (выходит на ближайшую просеку).

Группы выживальщиков дошедшие до финиша (Лагеря спасения) начинают готовить лагерь к обороне (делают вязанки из хвороста и выкладывают фортификации на естественных складках местности). Следующие финиширующие группы подключаются к возведению укреплений, пока не финиширует последняя группа. С момента финиширования последней группы выживальщиков объявляется 30-ти минутная готовность, в течение которой мародёры группируются в финишном квартале локации и начинают штурм Лагеря спасения.

Выживальщикам необходимо продержаться «до прибытия вертолёта» — условное время (20-30 минут), плюс количество штрафных минут, которое начисляется за каждую «Погибшую на дороге группу». Каждая перехваченная в процессе игры группа выживальщиков приносит +5 минут ко времени штурма.

Например, если мародёрам удалось обнаружить выживальщиков и забрать жетоны 3-х групп, то время штурма будет составлять условные 30+15 минут.

Если к концу штурма кому-то из выживальщиков удалось остаться – то они выиграли.

Что можно сказать по первым результатам реализации проекта «Дорога XXI»?

Судя по отзывам участников, задачи, которые им приходилось решать в процессе игры, вывели на первый план такие важные понятия, как взаимовыручка, семейная сплочённость, стойкость, благородство… а в результате люди утверждаются в истинных семейных ценностях, лучше понимают суть патриотизма, и правильного воспитания молодого поколения.

Для людей становится естественным желание помогать ближнему, беречь среду своего обитания и наконец, вести здоровый образ жизни.

В атмосфере полного погружения в экстремальную ситуацию на удивление стойко держались дети от 7 до 15 лет, чувствуя себя полноправными участниками происходящего. Романтика партизанской жизни увлекла и взрослых, привыкших к городской жизни домоседов. Многим из них пришлось не только учиться ориентироваться и находить дорогу в лесу, но и отстреливаться от охотившихся за ними мародеров. В итоге, практически все участники выражают готовность и желание продолжать участие в этом проекте, где помимо здорового образа жизни и активного отдыха еще так многому можно научиться.

Благо, группа «Свои» продолжает разрабатывать и усложнять сценарии Практикумов Семейного Выживания, а так же готовит ряд семинаров по ножевому и длинномерному бою, ориентированию и технике безопасности в обращении с оружием.

И приглашает всех желающих на подготовительные игры, в которых мужчины с детьми, жёнами или подругами могут приобрести первичные навыки для участия в проекте «Дорога-XXI».

Сергей Коршунов
Фото предоставлены ПСК «Булат»